ВОПРОС ЮРИСТУ

Раздел «‎Социальное обеспечение»

Я хочу переехать в дом престарелых. Обязательно ли мой дом должен быть непригодным для проживания?

Нет, не обязательно, так как основанием, для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является, в частности, полная или частичная утрата в силу возраста, заболевания или инвалидности возможности самостоятельно передвигаться и обеспечивать основные жизненные потребности.*

То есть, хотя отсутствие определенного места жительства и указано в пункте 6 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ (в редакции от 1 мая 2019 года) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в качестве основания для предоставления специализированной организации социального обслуживания, это условие не является единственным.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизни:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Уполномоченный орган субъекта РФ или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в этом в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

*Статьи 14, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ (в редакции от 1 мая 2019 года) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

С какого времени родители получают право на распоряжение региональным материнским капиталом?

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ № 256- ФЗ от 29 декабря 2006 года (в редакции от 2 августа 2019 года) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (либо частью средств) материнского капитала реализуется путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда соответствующего заявления.

В заявлении указывается цель использования материнского (семейного) капитала

Граждане, получившие сертификат, могут распоряжаться данными средствами в полном объеме либо частями по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Распоряжение средствами маткапитала может осуществляться одновременно по нескольким направлениям, указанным выше.

Заявление о распоряжении семейным капиталом может быть подано по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Из этого правила федеральным законодательством сделано исключение. Заявление о распоряжении маткапиталом может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей:

- в случае необходимости использования средств на уплату первоначального взноса или погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору,

- на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации детей-инвалидов,

- на оплату образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования,

- на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов,

- на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной Федеральным законом России «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

На основании части 2 статьи 43.5 регионального Закона от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» право на распоряжение средствами регионального материнского капитала возникает по истечении двух лет со дня рождения третьего и каждого последующего ребенка. Кроме случая, когда средства регионального материнского капитала могут направляться на уплату первоначального взноса или погашение основного долга и уплату процентов по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения.

В этом случае сроков для реализации средств регионального материнского капитала областным законом не установлено.

Следует иметь в виду следующее: жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств материнского капитала, оформляется в собственность родителей и их детей (в том числе первого, второго, третьего и последующих детей) с определением размера долей каждого из них.

Мы с 2015 года стоим в очереди на получение автомобиля как многодетная семья. В следующем году одному из детей исполнится 18 лет, исключат ли нас из очереди?

Нет, достижение возраста 18 лет старшего ребенка, не будет являться основанием для исключения из списка.

В Приказе Департамента социальной защиты Воронежской области от 19 ноября 2019 года № 68/н «О реализации основного мероприятия № 3 «Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области» подпрограммы 2 «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Воронежской области «Социальная поддержка граждан» по обеспечению малообеспеченных многодетных семей личным пассажирским транспортом и сельхозтехникой», предусмотрен порядок предоставления автотранспорта для малообеспеченных многодетных семей. А также регламентируется механизм оказания государственной социальной помощи малообеспеченным многодетным семьям, воспитывающим 5 и более несовершеннолетних детей, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее года, изъявившим желание на участие в Мероприятии.

Многодетные семьи, изъявившие желание на участие в Мероприятии на соответствующий год действия Программы, обращаются в Управление социальной защиты населения Воронежа и Воронежской области по месту их жительства с письменным заявлением от имени одного из родителей.

В пункте 3.1. данного приказа, указываются обстоятельства, при которых нуждающиеся семьи исключается из Списка многодетных семей - участников Мероприятия, там же четко установлено, что достижение детьми возраста 18 лет не является основанием для исключения из данного списка.

Кто имеет право на региональный материнский капитал?

В соответствии со статьей 43.2 регионального Закона от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», право на получение регионального материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство РФ, у граждан постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее 1 года.

К таким гражданам относятся:
1) женщины, родившие 3 и каждого последующего ребенка начиная с 1 января 2012 года;
2) мужчины, являющихся единственными усыновителями третьего и каждого последующего ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2012 года.

Законом Воронежской области от 20 декабря 2019 года № 154-ОЗ размер регионального материнского капитала с 1 января 2020 составляет 121 309 рублей.

В то же время, статьей 43.17 рассматриваемого закона, установлены дополнительные критерии выплаты регионального материнского капитала при рождении третьего и последующего ребенка, начиная с 1 декабря 2019 года. В данной статье сказано, что право на получение регионального материнского капитала возникает:

- при рождении ребенка, имеющего гражданство РФ, у женщин, имеющих гражданство России;

- в семьях при рождении 3-его и каждого последующего ребенка начиная с 1 декабря 2019 года;

- постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения третьего и каждого последующего ребенка;

- семьям, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума в Воронежской области, установленную в соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Воронежской области» (на данный период времени среднедушевой доход составляет 8 894 рубля).

Размер регионального материнского капитала, гражданам, родившим третьего и последующего ребенка начиная с 1 декабря 2019 года, устанавливается в сумме 150 000 рублей.

Граждане, имеющие право на получение регионального материнского капитала, или их законные представители, вправе обратиться в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения либо в организацию, уполномоченную указанным органом, по месту жительства за получением сертификата на региональный материнский капитал.

Родители, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами регионального материнского капитала в полном объеме либо частями по истечению двух лет с момента рождения третьего и последующих детей, по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий на территории Воронежской области;

- получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации, расположенной на территории РФ, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг;

- получение платных медицинских услуг ребенком (детьми) в медицинских организациях, расположенных на территории РФ;

- улучшение бытовых условий проживания в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности и находящихся на территории Воронежской области, а именно: строительство внутридомовых инженерных систем газоснабжения, водоснабжения, канализации; подключение жилого помещения к газораспределительным сетям, водопроводу, канализации; строительство газопровода-ввода; приобретение внутридомового газового оборудования; проведение капитального и (или) текущего ремонта жилого помещения; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Исходя из вышесказанного, право на получение регионального материнского капитала возникает у женщин родивших (усыновивших) с 1 января 2012 года троих и каждого последующего ребенка, имеющего гражданство РФ, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее 1 года. С 1 декабря 2019 года вводится дополнительный критерий, помимо вышеуказанных - семьям, имеющих по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума в Воронежской области, установленную в соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Воронежской области» (на данный период времени среднедушевой доход составляет 8 894 рубля).

Соцзащита хочет удержать у меня выплату на ребенка, так как они посчитали доход его отца. Но мы не в браке, он проживает отдельно. Законно ли это?

При назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка органы соцзащиты должны учитывать доходы обоих родителей. В случае, если вы не согласны с решением органов соцзащиты об удержании произведенной выплаты, вы вправе обжаловать действия органов социальной защиты в судебном порядке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка или ежемесячной выплаты в связи с рождением второго ребенка имеют граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории.
Ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка осуществляется женщине, родившей первого ребенка, или отцу либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте РФ.

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители, опекуны ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети (пункт 22. Приказа Минтруда России от 29 декабря 2017 года № 889н (в редакции от 28 августа 2019 года) «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и или второго ребенка»).

Для назначения выплаты заявитель предоставляет в органы социальной защиты либо в МФЦ следующие документы:

1. свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей);

2. документы, подтверждающие принадлежность к гражданству РФ заявителя и ребенка.

3. документ, подтверждающий расторжение брака.

4. сведения о доходах членов семьи:

- справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи;

- сведения о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными актами субъектов РФ в качестве мер социальной поддержки;

- сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Мой отец инвалид, часто болеет. Должны ли ему оплачивать все время, когда он был нетрудоспособен?

Инвалиду пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2019 года) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному гражданину за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).

Застрахованному гражданину, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.

Однако определены периоды, которые не входят в эти четыре или пять месяцев в календарном году. Они предусмотрены статьей 6 Закона № 255-ФЗ:

- долечивание застрахованного лица в санаторно-курортной организации, расположенной на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях;

- при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

- в случае карантина;

- в случае осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении.

К исключениям так же относятся несчастные случаи на производстве или профессиональные заболевания. Тогда пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

Соцзащита отказала мне в ежемесячной выплате на ребенка, так как у нас не было постоянной регистрации. Что я могу сделать?

Вам необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории Воронежской области.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеют граждане РФ, постоянно проживающие на территории России.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.

Заявление подается по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Отсутствие регистрации по месту жительства гражданина само по себе не может являться свидетельством о не соблюдении условия для назначения ежемесячной выплаты, а также доказательством, подтверждающим факт отсутствия постоянного проживания на территории Воронежской области заявителя.

Таким образом, вам необходимо обратиться в суд по месту жительства с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории Воронежской области.

В соответствии со статьей 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Моя мама в силу преклонного возраста нуждается в постороннем уходе. Слышала, что теперь государство за это доплачивает. Так ли это?

Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 (в редакции от 31 декабря 2014 года) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», для усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы. А также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Выплату назначает и выплачивает тот территориальный орган ПФР, который назначил и выплачивает пенсию гражданину, за которым осуществляется уход.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 4 июня 2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» для назначения компенсационной выплаты необходимы следующие документы:
а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства, а также документ, удостоверяющий его личность;
б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом.
в) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
г) справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
д) выписка из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, признанного инвалидом, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;
ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе;
з) документы, подтверждающие факт прекращения работы или иной деятельности, гражданина, осуществляющего уход, а также нетрудоспособного гражданина. При наличии в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии, сведений, необходимых для назначения компенсационной выплаты, представление лицом, осуществляющим уход, указанных документов не требуется;
и) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время. В качестве документа, подтверждающего, что указанное лицо является родителем, принимается свидетельство о рождении.
к) справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;
л) справка (сведения) о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем одновременно двух пенсий: пенсии в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и иной пенсии по государственному пенсионному обеспечению либо страховой пенсии, выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии.

Заявление и документы могут быть представлены в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Заявление гражданина, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается территориальным органом ПФР в течение 10 рабочих дней со дня его приема.

Какие жилищные льготы имеют чернобыльцы?

Право на льготы вследствие воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой имеют граждане, указанные в статье 13 Закона РФ от 15 мая 1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

1. Получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2. инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
- граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
-военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
-граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
-граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в связи с этим инвалидности;

3. граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля 1986 по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4. граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;

5.граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

6.граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

7.граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

8.граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

9.граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

10.граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

11.граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

12.военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившие военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанные выше граждане имеют право на определенные виды льгот в зависимости от категории. При этом предоставление льгот может зависеть от периода постоянного проживания (работы) в различных зонах (статья 4 Закона № 1244-1).

К мерам поддержки в сфере жилищных правоотношений относятся:
1. Обеспечение жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, право на которую удостоверяется государственным жилищным сертификатом;
2. Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%;
3. Внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства.

Умерла родственница - ветеран Великой Отечественной войны. Должны ли нам компенсировать расходы на похороны?

Да, вам должны возместить расходы, связанные с погребением умершего ветерана, в том числе по изготовлению и установке надгробного памятника, за счет средств Минобороны России.

Согласно статье 24 Федерального закона «О Ветеранах» погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей).

Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны. А также других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Для оплаты расходов на изготовление и установку надгробного памятника нужно представить в военный комиссариат по месту захоронения или учета ветерана Великой Отечественной войнв следующие документы:



- заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов (советуем написать в заявлении об изготовлении и установке, а не о замене памятника);

- документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);

- свидетельство о смерти;

- справку о месте захоронения;

- удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;

- документы, подтверждающие расходы на похороны и установку памятника.

Оплата расходов на похороны и изготовление надгробного памятника производится после оплаты данных услуг. А по установке памятника - после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле. Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не может превышать норм расходов денежных средств, определенных Правительством РФ.

Будут ли учитываться доходы моего мужа при назначении пособия ребенку с 3 до 7 лет, если мы вместе не живем?

Да, при расчете среднедушевого дохода для назначения пособия, будет учитываться заработок вашего мужа, независимо от совместного проживания.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Выплата предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ. В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Размер выплаты составляет 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ. Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином РФ. Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином РФ и проживающий на территории РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения возраста 8 лет.

В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства РФ № 384 в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются граждане, лишенные родительских прав, а также находящиеся на полном государственном обеспечении, проходящие военную службу по призыву, отбывающие наказание в виде лишения свободы.