ВОПРОС ЮРИСТУ

Раздел «‎Образование»

Отказали в приеме ребенка в школу, так как нет мест. Законно ли это?

Отказ в приеме в школу в случае отсутствия в ней свободных мест законный, однако, вам должны предложить другую образовательную организацию.

Право на образование гарантируется каждому на основании статьи 43 Конституции РФ.

Кроме того, статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что в РФ гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. А также общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, на конкурсной основе - бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

При этом отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства (месту пребывания) на закрепленной за образовательной организацией территории не может служить основанием для отказа в приеме в образовательную организацию.

Образовательные организации обеспечивают размещение на своих официальных сайтах в сети Интернет информации о количестве свободных мест для приема (перевода) по каждому классу каждой параллели. Информацию о наличии свободных мест в образовательных организациях родители ребенка могут получать также в органах исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Следует иметь в виду, что при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (школу) в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В случае отказа в приеме ребенка в общеобразовательную организацию из-за отсутствия в ней свободных мест руководитель данной организации выдает родителям документ, содержащий мотивированный отказ.

Для решения вопроса об обустройстве ребенка в общеобразовательную организацию вам необходимо обратиться в соответствующий орган, осуществляющий управление в сфере образования, который предложит общеобразовательные организации, где имеются свободные места.

Моего ребенка не включают в логопедическую группу, хотя у него есть дефекты речи. Куда обратится с жалобой?

В случае если вы находитесь в общеразвивающей группе, и вам не предоставляют место в комбинированной, либо в группе компенсирующей направленности, вы имеете право обратиться с жалобой в Департамент образования Воронежа.

Как указывается в статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», образовательная деятельность по программам дошкольного образования осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Предоставление услуг ассистента, оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.

Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать: для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3 лет.

Исходя из вышесказанного, дошкольное образование детей с ограниченными возможностями может быть организовано и в группах комбинированного типа, без включения в группу компенсирующей направленности.

Можно ли вернуть деньги, если обучение на платных кулинарных курсах фактически не велось?

Да, для этого вам необходимо сначала обратиться к исполнителю с досудебной претензией, а в случае, если в добровольном порядке вам не вернут деньги, вы вправе обратиться в суд.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ).

На основании пункта 1 статьи 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статьей 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

На основании статьи 452 Гражданского кодекса РФ требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Таким образом, для расторжения договора оказания услуг и возврата денежных средств за не предоставленные услуги, заказчик вправе обратиться к исполнителю с досудебной претензией для урегулирования спора. В случае если в добровольном порядке не получится разрешить данную правовую ситуацию, заказчик вправе обратиться в суд.

В каком документе описаны основные трудовые функции педагога?

Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» установлен профессиональный стандарт, который применяется работодателями при организации обучения и аттестации работников. А также при заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Как указывается в данном приказе, основная цель вида профессиональной деятельности педагога является оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам.

Во второй главе данного приказа описаны основные трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт:

1) Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, которая включает в себя: общепедагогическую функцию, функцию по обучению, воспитательную деятельность, и развивающую деятельность.

2) Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ, которая включает в себя: педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования; педагогическую деятельность по реализации программ начального общего образования; педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования; модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык».

В данном приказе дается описание всех обобщенных трудовых функций, необходимых умений и знаний для осуществления педагогической деятельности.

Мой сын учится очно в институте и работает. Должны ли ему на время сессии предоставить оплачиваемый отпуск?

Работникам, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой, работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

В соответствии со статьями 173, 174, 176 и частью 1 статьи 177 Трудового кодекса РФ для предоставления работодателем учебного отпуска вами должны соблюдаться определенные условия:
- получение образования впервые;
- наличие у образовательной организации государственной аккредитации;
- успешное освоение образовательной программы.

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) не является условием предоставления учебного отпуска, однако влияет на его оплату. Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Но, так как ваш сын обучается по очной форме, то учебный отпуск ему оплачиваться не будет.
Не смотря на это, гарантии и компенсации работникам, получающим образование соответствующего уровня по очной форме обучения, могут устанавливаться коллективным или трудовым договором.



Кто может получить налоговый вычет на обучение?

Социальный налоговый вычет на обучение позволяет вам уменьшить доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13 % (за исключением доходов от долевого участия в организациях, а с 1 января 2018 года также выигрышей в азартных играх и лотерее), то есть уплачивать налог в меньшей сумме.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ налоговый вычет на обучение могут получить налогоплательщики, оплатившие:
- свое обучение;
- обучение своих детей, подопечных (то есть лиц, в отношении которых налогоплательщик является опекуном или попечителем);
- обучение своих братьев и сестер (в том числе неполнородных).

При оплате налогоплательщиком обучения иных лиц, в частности своего супруга, вычет налогоплательщику не предоставляется.

В то же время при оплате обучения ребенка налогоплательщики-супруги вправе воспользоваться налоговым вычетом независимо от того, на кого из них оформлены документы, подтверждающие расходы на обучение. При этом каждый из супругов должен являться родителем ребенка.

Вычет можно получить, только при соблюдении образовательной организацией ряда требований, например, наличие соответствующей лицензии. Организации могут быть как государственными или муниципальными, так и частными, например, платные школы, лицеи, спортивные и музыкальные школы, вузы. Кроме того, вычет можно получить при обучении у индивидуального предпринимателя, привлекающего педагогических работников и имеющего соответствующую лицензию.

Использовать вычет можно за те годы, когда вы оплачивали обучение, и такое обучение проводилось, включая время академического отпуска (абзац 4 подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ).

Если вы единовременно оплатили многолетнее обучение, то сможете получить вычет только один раз - за тот год, когда была произведена оплата.

Важно знать, что если вы потратили большую сумму, то перенести неиспользованный остаток на следующий год нельзя.

Кроме того, вычетом нельзя воспользоваться, если оплата обучения произведена за счет материнского капитала (абзац 5 подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ).

Я хочу отдать дочь в школу не по прописке. Могут ли мне отказать в приеме на этом основании?

Отказать принять в школу ребенка, не проживающего на закрепленной территории, можно только в случае отсутствия свободных мест, а не по факту отсутствия регистрации по месту жительства.

Право на образование гарантируется каждому на основании статьи 43 Конституции РФ. Кроме того статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что в РФ гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. А также общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, на конкурсной основе - бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Однако, несмотря на это существует территориальный принцип приема в образовательные организации. Данный принцип означает, что за каждой школой органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъекта РФ закрепляется определенная территория, жители которой имеют преимущественное право на прием в данную образовательную организацию. Этот принцип распространяется только на муниципальные и государственные школы, частные образовательные организации могут осуществлять прием граждан независимо от их места проживания.

Не смотря на это, существует возможность приема в образовательные организации лиц, не проживающих на закрепленной территории. Право на выбор школы для получения общего образования не отменяется: каждый гражданин имеет право выбирать, в какой образовательной организации ему обучаться или обучать ребенка.

В целях соблюдения требований вышеуказанного положения закона органы местного самоуправления муниципального района, городского округа издают распорядительный акт о закреплении территории за конкретной образовательной организацией (школой).

В свою очередь, в соответствии с пунктом 8 Приказа Минобрнауки России от 22 января 2014 года № 32 (в редакции от 17 января 2019 года) «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 2 апреля 2014 года № 31800), государственная или муниципальная образовательная организация, осуществляющая деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, для организованного приема детей в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в Интернете, в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию:
- о количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории;
- о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.

Исходя из этого, для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. Кроме этого, школа, закончившая прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляет прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

Следует иметь в виду, что при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в школе в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.



Кто по закону не имеет права заниматься педагогической деятельностью?

В статье 331 Трудового кодекса РФ определен круг лиц, не имеющих право заниматься педагогической деятельностью.

К ним отнесены следующие категории граждан:
-лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
-имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества. А также против общественной безопасности. Но есть исключения, при которых указанные лица могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к педагогической деятельности;
-имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
-признанные недееспособными;
-имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Данная статья предусматривает запрещение занимать должности в педагогической длительности. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении заниматься определенной профессиональной деятельностью.

Каков должен быть объем задаваемых домашних заданий школьникам, и какими документами он утверждается?

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в редакции от 26 июля 2019 года) «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обладают самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной деятельности. Они свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими программам. К их компетенции относится разработка и утверждение образовательной программы учреждения.

В статье 43 закона об образовании указано, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. В соответствии с данным положением учащийся обязан выполнять задания, которые даются учителями.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» установлены объемы домашних заданий, которые должны быть такими, чтобы затраты времени на их выполнение не превышали:
- во 2 - 3 классах - 1,5 часа;
- в 4 - 5 классах - 2 часа;
- в 6 - 8 классах - 2,5 часа;
- в 9 - 11 классах - до 3,5 часов.

Внука отчислили с университета за неуспеваемость, имеет ли он право снова поступить на бюджет?

При восстановлении большое значение имеет причина, по которой студент был отчислен. Отчисление может произойти как по собственному желанию или другой уважительной причине, так и по неуважительной причине. В зависимости от этого порядок восстановления будет различаться.

Если студент отчислен по собственному желанию или по уважительной причине, например, по состоянию здоровья, он имеет право восстановиться в вузе в течение пяти лет с момента отчисления на той основе обучения (бесплатной или платной), на которой он учился до отчисления. Но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором был отчислен.

При этом надо иметь в виду, что законодательство не определяет, какие причины отчисления являются уважительными, а какие - неуважительными.

Многие вузы регулируют этот вопрос в своих локальных нормативных актах. Так к уважительным могут относиться следующие причины: переезд в другой город, состояние здоровья студента, семейные обстоятельства, призыв в Вооруженные Силы и тому подобное. Академическую неуспеваемость или серьезное нарушение внутреннего распорядка относят, как правило, к неуважительным причинам отчисления.

Основная сложность при восстановлении в вузе, из которого отчислили по неуважительной причине, например, из-за неуспеваемости, состоит в том, что порядок и условия восстановления в этом случае определяются локальными нормативными актами вуза (часть 2 статьи 30, статья 62 Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

Поэтому, прежде всего, нужно внимательно ознакомиться с локальными нормативными актами вуза, регламентирующими порядок и условия восстановления при отчислении по неуважительным причинам.

Далее рекомендуем написать заявление на имя ректора вуза и подготовить необходимые документы.

В заявлении о восстановлении в вузе необходимо указать на свое желание продолжить учебу.

Кроме заявления, вам понадобятся документ, удостоверяющий личность (паспорт), документ об образовании и академическая справка или справка об обучении или о периоде обучения. Это документ, выдаваемый при отчислении (часть 12 статьи 60 Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

Локальный нормативный акт вуза может предусматривать более широкий перечень необходимых документов.

Как правило, студенту, который отчислен из вуза по неуважительной причине, рекомендуется лично встретиться с деканом своего факультета, чтобы обсудить перспективы восстановления и, возможно, получить письменную рекомендацию (представление) декана.

Обратите внимание на то, что в некоторых институтах процедура восстановления при отчислении по неуважительной причине платная, поэтому вам может потребоваться оплатить ее и представить документ, подтверждающий оплату.

После рассмотрения документов, если отчисление произошло из-за неуспеваемости, вам предложат сдать задолженности и начать учиться с того семестра, с которого вас отчислили. Учитывайте, что, если имеются свободные места, вас, скорее всего, восстановят на платной основе, даже если до отчисления вы обучались бесплатно.

Если вам отказали в восстановлении, возьмите в вузе справку об обучении и периоде обучения и сделайте копию зачетной книжки (часть12 статьи 60 Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). С этими документами можно обратиться в другие учебные заведения похожего профиля, уставами которых предусмотрена возможность приема лиц, отчисленных из других вузов. Как правило, прием указанных лиц осуществляется вузом в соответствии с порядком (правилами) приема в это учебное заведение.