ВОПРОС ЮРИСТУ

Раздел «‎ЖКХ и благоустройство»

Можем ли мы заменить один вид работы по капремонту на другой?

Да, можете. В соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой, управляющая организация либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта. А также о необходимом перечне и об объеме услуг или работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования и другие предложения, связанные с проведением капремонта.

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений обязаны их рассмотреть и принять на общем собрании решение.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников о проведении капитального ремонта должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Таким образом, для замены одного вида работ на другие в рамках капремонта вам необходимо провести общее собрание собственников, копию его решения предоставить региональному оператору, в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.



Как мне узнать, сколько денег собрала управляющая компания на содержание и ремонт нашего дома?

Вы можете направить письменный запрос или запрос в электронном виде в управляющую организацию. Также данная информация содержится в ГИС ЖКХ.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 августа 2015 года управляющие организации должны размещать в единой федеральной централизованной информационной системе, которая содержит всю информацию о ЖКХ России (ГИС ЖКХ) сведения о многоквартирных домах, предусмотренные статьей 198 Жилищного кодекса РФ. А именно сведения о договоре управления многоквартирным домом и адрес многоквартирного дома.

По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ, но не позднее 1 июля 2016 года, у управляющих организаций возникает обязанность по размещению информации в полном объеме в ГИС ЖКХ, предусмотренной частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и статьей 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Кроме того, раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса в управляющую организацию или запроса в электронном виде.

Что делать, если меня затопил сосед?

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.

По смыслу указанной статьи обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом.

Для установления факта залива вам потребуется обратиться в управляющую организацию, для составления акта о последствиях залива квартиры.

В данном акте должно быть указано виновное лицо, например, собственник вышерасположенной квартиры, управляющая компания или фонд капитального ремонта.

После чего рекомендуется обратиться к виновному с письменным требованием о возмещении материального вреда, причиненного вашему имуществу.

В случае отказа добровольно возместить ущерб вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении вреда, но для этого необходимо будет определить размер ущерба и документально его подтвердить.

Заключение о стоимости восстановительного ремонта может подготовить независимый оценщик или экспертная организация.

По результатам осмотра вам должно быть выдано заключение о размере причиненного ущерба в связи с затоплением квартиры.

Исковое заявление по общему правилу подается в суд по месту жительства ответчика. Если цена иска превышает 50 000 рублей (100 000 рублей - по искам в сфере защиты прав потребителей), то дело подсудно районному суду, если не превышает - то мировому.

Согласно статье 209 Гражданского процессуального кодекса РФ вынесенное судом решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Обжаловать решение можно в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

При удовлетворении иска суд по вашему заявлению может взыскать с ответчика в вашу пользу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя и расходы на проведенную экспертизу.

Если решение суда не исполняется ответчиком в добровольном порядке, то это возможно в рамках исполнительного производства, которое возбуждается судебным приставом-исполнителем в РОСП по месту нахождения ответчика.

Для этого вам необходимо будет получить исполнительный лист.

Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом. Для направления судом исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета заявление взыскателя не требуется.

В нашем доме проводится капремонт, обязан ли я пускать рабочих в квартиру для проведения ремонта?

Да, вы обязаны допустить рабочих для проведения капитального ремонта в заранее согласованное время. Недопущение подрядной организации может привести к увеличению на неопределенный период перерыва в предоставлении коммунальных услуг. Возникающие при этом материальные издержки могут быть через суд востребованы с виновных собственников.

Согласно статье 189 Жилищного кодекса РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания жильцов. При этом решение собрания обязательно для всех собственников, в том числе не участвовавших в нем. Последнее обусловлено тем обстоятельством, что согласно пункту 1 части 2 статьи 44 и статье 46 Жилищного кодекса РФ решение о проведении капитального ремонта принимается квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 их общего числа). При этом действующим законодательством не установлена ответственность за неисполнение решения общего собрания собственников в многоквартирном доме.

Статья 39 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества. В соответствии с частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель обязан допускать в заранее согласованное время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя. В том числе работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ. При этом, в силу подпункта «б» пункта 32 указанных Правил исполнитель (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ.

Таким образом, вы обязаны допустить рабочих для проведения капитального ремонта в заранее согласованное время. При этом следует учитывать, что недопущение подрядной организации в ходе уже начавшегося капитального ремонта может привести к увеличению на неопределенный период перерыва в предоставлении коммунальных услуг. Возникающие при этом материальные издержки могут быть через суд востребованы с виновных собственников. Так же возможно в судебном порядке требовать принудительного допуска необходимых лиц в помещение с целью проведения капитального ремонта общего имущества.

Как проводится общее собрание жильцов многоквартирного дома?

В соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание. Проводимые помимо годового общие собрания являются внеочередными. Внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Собственник, иное лицо, по инициативе которого созывается общее собрание, обязаны сообщить об этом жильцам не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому владельцу заказным письмом, если решением общего собрания не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме. Или вручено каждому собственнику под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

В сообщении о проведении общего собрания должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Частью 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основные сведения, которые при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования должны быть отражены в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование. Подпись - это подтверждение волеизъявления собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса РФ решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в голосовании. Сведения об участнике голосования, указанные в решении, должны обеспечивать возможность идентифицировать данного участника.

В соответствии с пунктом 3 части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника.



Какая сейчас учетная норма жилого помещения в Воронеже?

В Воронеже установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 11 квадратных метров.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса категориям граждан, данным категориям могут быть установлены иные учетные нормы.

Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Решением Воронежской городской Думы от 7 июля 2005 года № 102-II установлена учетная норма площади жилого помещения в городском округе города Воронеж в размере 11 квадратных метров.

Голосование частью голосов из общего числа, которыми обладает собственник (в том числе - от имени части помещений из всех, находящихся в собственности данного гражданина, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у него 100%), жилищным законодательством не предусмотрено.

Как сделать, чтобы на моего отца и бабушку не производили начисления по оплате ЖКУ? Отец давно не проживает в квартире, а бабушка умерла.

Вам следует обратиться в управляющую организацию и ресурсоснабжающие организации с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги с указанием периода отсутствия жильцов.

Временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание и пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

При временном отсутствии нанимателей (собственников) или членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Пропуск проживающими в жилом помещении гражданами по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги (например, тяжелая болезнь или другие независящие от человека обстоятельства, в силу которых он был лишен возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы*.

Таким образом, для проведения перерасчета вам следует обратиться в управляющую организацию, в ресурсоснабжающую организацию и к региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги с указанием периода отсутствия жильцов. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность отсутствия в жилом помещении вашего отца, а также копию свидетельства о смерти бабушки.

*Пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Куда мне обратиться для признания дома аварийным и непригодным для проживания?

Для этого необходимо обратиться в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж. При администрации городского округа для оценки жилья создана городская межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о пригодности жилья для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно пункту 34 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (в редакции от 24 апреля 2020 года) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом. Что характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, или кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными, либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42- 48 Положения).

Пункт 7 Положения, регулирующий порядок создания межведомственной комиссии и ее состав, устанавливает, что к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо).

Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом исполнительной власти решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 6 августа 2012 года № 659 (с изменениями на 17 марта 2020 года) утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Данную муниципальную услугу предоставляет управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж. При администрации городского округа для оценки жилых помещений создана городская межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилья для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которая является постоянно действующим коллегиальным органом.

Муниципальная услуга предоставляется на основании заявления, поступившего в управление или в МФЦ. Заявитель в целях получения муниципальной услуги может подать заявление в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) Портала Воронежской области в сети Интернет.

Сведения о месте нахождения, графике работы, контактных данных размещаются: на официальном сайте правительства Воронежской области в сети Интернет в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) в сети Интернет (www.gosuslugi.ru)

В течении какого срока действует гарантия на установленные приборы учета в новостройке?

На технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, установлен гарантийный срок три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта.

В силу статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве Застройщик обязуется в предусмотренный договором срок построить многоквартирный дом. И после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать объект участнику долевого строительства. Участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект по акту приема - передачи.

Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, а также проектной документации.

При передаче объекта долевого строительства застройщик обязан также передать участнику долевого строительства документацию по эксплуатации систем инженерных систем, в том числе и технические паспорта на индивидуальные приборы учета.

В силу части 5.1 статьи 7 Закона о участии в долевом строительстве гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, не может составлять менее чем три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта.

Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Если входящее в состав объекта оборудование возведено (смонтировано) с отступлениями от условий договора или с иными недостатками, участник долевого строительства, вправе требовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок и возмещения своих расходов на устранение недостатков.

Участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования в форме претензии с указанием выявленных недостатков (дефектов) при условии, что такие недостатки выявлены в течение гарантийного срока.
Срок устранения выявленного дефекта устанавливается сторонами договора долевого участия. Довольно часто этот срок прописывается в договоре долевого участия.

Застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный с участником долевого строительства.

В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд.

Частью 9 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено: к договору, заключенному гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство РФ о защите прав потребителей.

Указанная норма освобождает участника долевого строительства от несения судебных расходов в случае обращения в суд с иском о защите прав дольщика.

Я считаю, что управляющая компания слишком много начисляет за ЖКУ. Куда обратиться для проверки начисления?

Для проверки законности начисления ЖКУ вы можете обратиться в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, а также в прокуратуру.

Самостоятельно проверить правильность начислений можно при помощи «Калькулятора коммунальных платежей», который можно найти на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ.

Кроме того, возможно обратиться с письменным заявлением в Управляющую компанию с требованием предоставить расчет выставляемой к оплате суммы.

В случае если вы считаете, что коммунальные услуги начисляются с нарушением Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (в редакции от 9 сентября 2017 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» то потребуется обратиться в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области. А также в прокуратуру - с заявлением о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение при расчете платежа одному из потребителей коммунальных услуг с одновременным внесением представления об устранении нарушений закона, и с требованием пересчитать аналогичные платежи всем потребителям в вашем многоквартирном доме.

С введением в 2015 году лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами соблюдение управляющими организациями установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги относится к лицензионным требованиям и подлежит лицензионному контролю. А нарушение УК этого порядка образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За совершение аналогичных нарушений другие исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации) подлежат привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Какие вопросы вправе решать члены ТОС?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является одной из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

ТОС – это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан. ТОС может решать целый ряд вопросов местного значения в различных областях:
- сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;
- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
- решение проблем благоустройства территории;
- развитие жилищно-коммунальной и дорожной инфраструктуры;
- поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел;
- предложения по законодательным инициативам в представительный орган.

Полный перечень вопросов местного значения указан в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

А так же ТОС обеспечивает связь общества с органами местного самоуправления, а через них с государством. Действуя по принципу «снизу вверх», ТОС является проводником народной инициативы.

Правовые основы деятельности ТОС устанавливаются Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 27 данного закона, территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Правительством Воронежской области осуществляется поддержка органов ТОС путем предоставления грантов на реализацию местных инициатив по их заявкам.

Заявки выбираются на конкурсной основе общественным советом Ассоциации «Совет муниципальных образований Воронежской области».

ТОС нужен для того, чтобы быстро и результативно решать локальные проблемы жителей, которые затруднительно решить с помощью стандартных механизмов государственного и муниципального управления. Например, поставить детскую площадку или обустроить сквер.

Государственная поддержка таких местных инициатив осуществляется при соблюдении двух условий:
-поддерживаются только те инициативы, в реализации которых готовы участвовать сами жители, тратя на это свое время и силы;
-местные инициативы должны быть отобраны общественниками и ими же контролироваться;

Полный перечень вопросов местного значения указан в Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Заявка на господдержку инициативы от органа ТОС подается на стандартном бланке на электронный адрес tosvrn@yandex.ru.

Если мы приватизируем земельный участок под многоквартирным домом, будем ли мы платить за него налог?

Нет, земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не являются объектом налогообложения по земельному налогу.

Это отражено в статье 389 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (в редакции от 30 июня 2019 года).

Данная норма вступила в силу с 1 января 2015 года.

Раньше собственник помещения многоквартирного дома являлся налогоплательщиком земельного налога за долю земельного участка под многоквартирным домом. А теперь нет.


Нам надо отремонтировать дорогу перед домом. В администрации сказали, что мы должны провести общее собрание, правда ли это?

Да, правда. Для включения двора в программу по благоустройству в органы местного самоуправления направляется протокол общего собрания собственников многоквартирного дома с принятыми решениями.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 19 октября 2017 года № 578 «О реализации муниципальной программы городского округа город Воронеж «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Воронеж на 2018-2022 годы » (с изменениями на 29 мая 2020 года) утвержден Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в основное мероприятие 1 «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов».

Для благоустройства дворовой территории в рамках муниципальной программы жильцы многоквартирных домов вправе выбрать виды работ, предлагаемые к выполнению на дворовой территории, из следующих перечней:

- минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов:

- ремонт дворовых проездов,

- обеспечение освещения дворовых территорий,

- установка скамеек,

- установка урн.

- дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий:

- установка и (или) ремонт детского игрового, спортивного комплексов и (или) оборудования на дворовой территории;

- устройство и (или) ремонт покрытия автомобильных дорог, тротуаров, мест стоянки автотранспортных средств, относящихся к дворовой территории;

- установка газонных ограждений, а также ограждений для палисадников на дворовой территории;

- закупка саженцев кустарников и деревьев.

Подавать заявки и полный пакет документов жители домов должны в управы районов.

Необходимо уточнить границы земельного участка (дворовой территории), если они определены. Эти сведения можно посмотреть в кадастровом паспорте здания или на сайте Росреестра.

Инициативная группа выходит на общее собрание собственников. Если в инициативной группе представители нескольких многоквартирных домой, общее собрание собственников проводится в каждом доме с одинаковой повесткой дня. В нее рекомендовано включить следующие вопросы:

- выбрать председателя и секретаря собрания, счетную комиссию;

- обратиться в управу своего района с предложением о включении дворовой территории в муниципальную программу;

- определить объем и форму участия собственников (например, жильцы самостоятельно могут покрасить бордюры, разбить газон, высадить саженцы деревьев и кустарников);

- выбрать ответственного за согласование дизайн-проекта, контроль и приемку работ, и другие вопросы.

Образец протокола можно получить в управе своего района.

Для включения двора в программу в органы местного самоуправления направляется протокол общего собрания собственников (один или несколько в зависимости от количества многоквартирных домов, к которым относится дворовая территория) с принятыми решениями. К протоколу можно прикрепить план-схему благоустройства.

Рассмотрение и оценка принятых предложений заинтересованных лиц о включении дворовых территорий в муниципальную программу осуществляется комиссиями, созданными в управах районов для отбора дворовых территорий на включение в муниципальную программу.